Одним из главных факторов эффективной работы педагога является поиск и применение различных приемов и методов обучения, с помощью которых учащиеся будут достигать высоких результатов.
В современной системе образования предмету «Иностранный язык» уделяется большое внимание. Сегодня специфика иностранного языка непосредственно дает возможность учителю использовать как традиционные, так и инновационные технологии проведения урока. А обилие приемов и методов, которые преподаватели используют на уроках, интегрируются в одну педагогическую технологию, в основе которой лежит принцип межпредметных связей.
Я считаю, что интеграция английского языка с другими предметами школьной программы мотивирует учащихся как к изучению профильных предметов, так и к изучению английского языка.
Современному обществу необходим человек, который имеет возможность самостоятельно и критически мыслить, уметь творчески решать возникающие на его пути проблемы. А для этого очень важен переход от исполнительной деятельности учащихся к творческой, поисковой работе на всех этапах учебного процесса.
Интеграция способствует целостному восприятию мира и как интенсифицирующий учебный процесс способствует снижению перенапряжения, нагрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. Интегрированные уроки имеют множество преимуществ и не только для учащихся. Этот новый вид организации учебного процесса способствует повышению профессионального мастерства учителя, так как требует от него владения методикой инновационных технологий учебного процесса. Интегрированные уроки бывают различных видов:
- координированные, когда знания одного предмета основываются на знаниях другого предмета;
- комбинированные, когда происходит слияние нескольких предметов в один и проблема исследуется с разных сторон;
- проектные, на которых используется информация из разных областей знания и проблема рассматривается под различными углами зрения.[1; 150]
Уроки английского языка можно интегрировать с такими предметами как: русский язык, литература, изобразительное искусство, физика, математика, история, география, музыка.
Уроки английского языка, реализующие межпредметные связи могут быть 3 типов:
- Фрагментарные – с элементами межпредметных связей (например урок английского языка совместно с географией «Географическое положение Великобритании»);
- Узловые – те, которые включают межпредметные связи в качестве составной части содержания всего урока (например «Народы и страны» связь с историей и географией);
- Синтезированные – специально организуемые, на которых контролируются знания учащихся по разным предметам (например «Мариинск – музей под открытым небом» связь с историей, географией, литературой, математикой и т.д.).
Интегрированные уроки английского языка позволяют включать разнообразную содержательную тематику. Они могут строиться на тематической или проблемной основе. Для проведения таких уроков подбираются такие формы работы, которые позволяют применять на уроках английского языка те знания и умения, которые учащиеся получили на других предметах. Кроме того, в современном мире появилась востребованность в специалистах, которые владеют иностранным языком в дополнение к конкретной специальности, и, как следствие, учащиеся негуманитарных профилей стремятся продолжать свое иноязычное образование, что, в свою очередь, способствует повышению мотивации к изучению иностранных языков. Интегрированные уроки предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, так как каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания. Также интегрированные уроки дают педагогам возможность работать в тесном сотрудничестве друг с другом и учениками, создавая условия для проявления определённых коммуникативных умений.[2; 43]
Интегрированное обучение иностранному языку и другим предметам школьной программы способствует умению школьников свободно говорить о любой современной проблеме нашего многонационального общества и таким образом, формирует коммуникативные компетенции. А также способствует развитию интеллекта, памяти и творческого воображения.
Тема интеграции иностранного языка с другими областями знания всегда была актуальна и представляла особый интерес. Современная наука предполагает разные подходы к реализации интеграции: исторический, личностный, культурологический и другие, когда учебные предметы группируются вокруг общественно-значимой проблемы.
На традиционных уроках учащиеся приобретают моносистемные знания, обучаясь основным видам речевых действий, грамматике. А вот нетрадиционные (интегрированные) уроки отличаются от традиционных использованием межпредметных связей, которые формируют полисистемные знания не только о языке, но и о окружающем мире. Такие уроки относятся к нестандартным формам урока. Они проводятся редко, раз в четверть, в полгода или год. А делается это для того, чтобы данные уроки были интересны учащимся и мотивировали их на учебную деятельность.[4; 23]
Уроки иностранного языка можно объединять с различными предметами учебного курса, они помогут учащимся тренировать устную речь и использовать ее в жизни.
Интеграция в образовании необходима, так как у современных школьников из-за множества учебных дисциплин формируется фрагментарность мировоззрения и трудности с адаптацией в современном интегрированном мире. [3; 113]
Также я считаю, что немаловажно создавать условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации школьников к новому языку, а именно в начальной школе, где происходит изучение первого иностранного языка. Именно в раннем возрасте дети расположены к языкам и эмоционально готовы к овладению ими. У детей в этом возрасте непроизвольное запоминание, они запоминают то, что им было наиболее интересно. При выборе материалов нужно учитывать возрастные характеристики детей, особенности их психики и интересы. Поэтому важно погружать учеников начальной школы в языковую среду с самых первых занятий, создавать условия, которые максимально приближены к реальным и показывать то, что язык — это, в первую очередь, средство общения и этим средством нужно пользоваться. Все это поможет преодолеть психологический страх в дальнейшем, ведь знание иностранного языка в современном мире необходимо.
Я считаю, что интегрированные уроки как раз таки помогают младшим школьникам адаптироваться в языковом мире. Ведь при восприятии материала младшие школьники обращают внимание на его яркую и эмоциональную подачу, а в начальных классах педагоги используют непосредственно игровые методы обучения.
В школе я являюсь учителем не только иностранного языка, но и изобразительного искусства, поэтому решила объединить в одно единое занятие урок английского языка во 2 классе по теме «Цвета» и урок изобразительного искусства.
Пример такого урока может быть следующим:
Тема «Цвета»;
Цель урока — введение новой лексики по теме;
Задачи — познакомить с названиями цветов, научить использовать лексику по данной теме, познакомить с цветами радуги.
Примерный ход урока:
- познакомить с цветами радуги; на предложенных картинках найти и показать цвета red, orange, yellow, green, blue, violet; нарисовать свой рисунок, используя только цвета радуги; на цветных картинках найти и назвать цвета red, orange, yellow, green, blue, violet;
- рассмотреть рисунок радуги и познакомиться со словами (red, orange, yellow, green, blue, violet); нарисовать радугу самостоятельно, соблюдая последовательность цветов; продемонстрировать свой рисунок, называя цвета;
- раскрасить картинки по номерам; под картинкой даны обозначения с цифрами и названиями цветов на английском языке;
- прослушать песенку на английском языке о цветах, повторить и спеть ее;
- физическое упражнение – дотронься до чего-нибудь такого же цвета (”Touchred/green/blue/orange”); рассмотреть рисунок радуги, назвать цвета / повторить за учителем; по шаблону раскрасить радугу (red, orange, yellow, green, blue, violet); вариант домашнего задания — выучить новые слова, нарисовать свой рисунок, используя изученные цвета red, orange, yellow, green, blue, violet.
Таким образом, на интегрированных занятиях английского языка и уроках изобразительного искусства обеспечиваются условия для формирования у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции, а также повышается мотивация к изучению иностранного языка, развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета.
Перед уроком на русском языке проводится только инструктаж по технике безопасности, все остальные команды и пояснения проводятся только на английском языке. Таким образом, любая команда учителя дублируется действием так, чтобы параллельно с темой урока развивалась языковая и контекстуальная догадка. Важно именно у младших школьников поддержать мотивацию и интерес, их нужно сохранить и развить, вовлекая всех учащихся в активную деятельность по овладению английским языком.
В итоге интегрированных занятий английского языка и уроков изобразительного искусства развивается эмоциональная активность, учащиеся получают удовольствие от выполняемой работы, от положительного результата деятельности, ведь они занимаются любимым занятием – рисованием и в то же время изучают новые слова. А еще в конце урока у каждого ученика останется итог его работы – рисунок. Привычное занятие английского языка совместно с уроком изобразительного искусства стало необычным.
Теория интеграции обучения английскому языку составляет очень важное звено теории современного общения. На начальном этапе изучения английского языка интеграция – одно из необходимых условий, которое обеспечивает освоение иностранного языка детьми. А для учеников средних и старших классов интегрированные уроки дают возможность к развитию коммуникативных умений и стимулируют к самостоятельному поиску и использованию различных источников информации.
Целенаправленность и систематические межпредметные связи практики языка с другими предметами способствуют повышению качества обучения.
В свете всего изложенного можно заключить то, что интегрированные уроки способствуют развитию устной и письменной речи, помогают систематизировать полученные знания, способствуют общему развитию учащихся больше, чем обычные уроки, повышают мотивацию и повышают интерес к изучению иностранного языка. А также, данные уроки повышают профессиональные умения педагога, так как данные уроки требуют от него владения методикой инновационных технологий.
Литература
- Браже, Т.Г. Интеграция предметов в современной школе [Текст] / Т.Г. Браже // Литература в школе. - 2004. - № 5. - С. 150-154.
2. Дик, Ю.И. Интеграция учебных предметов [Текст] / Ю.И. Дик //Современная педагогика. - 2008. - № 9. - С. 42-44.
- Криволапова Е. В. Интегрированный урок как одна из форм
нестандартного урока [Текст] / Е. В. Криволапова // Инновационные
педагогические технологии: материалы II международной научной конференции (г.Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 113-115.
- Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока [Текст]: Практическое пособие для учителей начальной школы, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК / Е. Ю. Сухаревская.- Ростов н/Д: Учитель, 2003.
|